Copyright: Ogonyok, 1996

Welcome Page This Week Issue Subscribe It!
"ОГОНЕК", № 50, 9 декабря 1996


Культура

«Странная биография»
Сергея Эйзенштейна

Эйзенштейн

Психоаналитическая биография кинорежиссера входит в серию «Цветы зла» (Доминик Фернандес. «Эйзенштейн». Спб. ИНАПРЕСС, 1996). Жизнь и творчество автора «Броненосца «Потемкина» и «Ивана Грозного» рассматриваются с точки зрения подавления сексуальных комплексов, включая постоянное бегство от притягивающего режиссера гомосексуализма.

Детство Эйзенштейна было достаточно травмирующим. Отец, еврей-выкрест, рижский инженер, отстранился от сына. Мать, русская, часто уходила к другим мужчинам, вместе с сыном, а потом и одна. Сам Сережа, мальчик маленького роста с непропорционально большой головой и высоким голосом, всю жизнь испытывал чувство своей физической неполноценности. Даже когда в 1934 году Эйзенштейн женился на боготворившей его Пере Аташевой, ставшей для него секретарем, помощницей, биографом, матерью, сиделкой, он умудрился обойтись без половой связи с женой и, говорят, всю жизнь оставался девственником. Энергию секса он полностью переключил на энергию интеллекта. Сложные отношения связывали режиссера с его ассистентом, также впоследствии классиком советского кино («Волга-Волга», «Веселые ребята»), красавцем Григорием Александровым: первая их встреча закончилась жестокой дракой. Время было голодное, Гриша Александров не ел два дня и попытался украсть краюху черного хлеба. Но после драки они навсегда подружились. Потом Александров украл у Эйзенштейна девушку, в которой тот «увидел свой женский идеал». Тем не менее интимный союз его друзей был режиссеру приятен, он жил рядом с ними, согреваясь их теплом.

Выехав в первый раз за границу, Сергей Михайлович изучает в берлинском институте сексологии феномен гомосексуализма, а в ночных клубах наблюдает трансвеститов. Он сам пытался исследовать свои сексуальные ориентации и соглашался разве что на «интеллектуальную бисексуальность», как у Бальзака или Золя, но не считал себя гомосексуалистом.

Вообще за границей, особенно в США, Эйзенштейн дал волю своим фантазиям. Контракты с ним разрывались, а отснятые материалы конфисковывались как непристойные. А кое-кто даже обвинял его в «большевистском заговоре» против США. И, наверное, простодушным американцам было чего опасаться. Знаменитый монтаж Эйзенштейна был откровенным орудием идеологической манипуляции. Геббельс его фильмы ценил очень высоко. Сам Эйзенштейн считал классическим примером «правильного монтажа», когда в импортном фильме о Французской революции Дантон плюет в лицо Робеспьеру, а в «советском варианте» Робеспьер утирает не плевок, а слезу, говоря: «Во имя свободы я должен пожертвовать другом!»

«Не киноглаз нам нужен, а кинокулак!» -- говорил Эйзенштейн.

Игорь СЕМИЦВЕТОВ
  ТАКЖЕ СМОТРИТЕ

Сергей Эйзенштейн (1898 - 1948)
В Институте сексологии, основанном Хиршфельдом, он изучал феномен гомосексуализма. После драки с актером Г. Александровым Эйзенштейну открылось физическое очарование молодого мужчины, исходивший от него соблазн, животный магнетизм.

Спецэффектный Эйзенштейн
Великий советский режиссер рисовал всегда. В коллекции Музея кино есть его рисунок гигантского идущего фаллоса. Но это не единственная подобная работа - у Эйзенштейна есть целая серия рисунков, которую смело можно назвать гомоэротической.




При перепечатке ссылка на "Огонек" обязательна!
| WELCOME | CONTENTS | SUBSCRIBE |
Адрес для писем, замечаний и предложений